Прокуратура информирует

27 июня 2017

 Прокуратура информирует

Порядок применения мер процессуального принуждения при рассмотрении административных дел

 

 В  Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 13.06.2017 № 21 "О применении судами мер процессуального принуждения при рассмотрении административных дел"  разъяснено, что в случае неисполнения участниками судебного процесса и иными лицами процессуальных обязанностей (злоупотребления процессуальными правами) для осуществления надлежащего руководства судебным процессом может требоваться применение мер процессуального принуждения - действий, совершаемых судом в отношении лиц, нарушающих установленные в суде правила и препятствующих осуществлению административного судопроизводства. При этом под нарушением установленных в суде правил следует понимать неисполнение процессуальных обязанностей, предусмотренных КАС РФ и (или) возложенных судом на определенное лицо в соответствии с положениями Кодекса (например, обязанностей добросовестно пользоваться процессуальными правами, явиться в судебное заседание, представить доказательство и т.д.).

Уточнено, что мера процессуального принуждения может быть применена к лицу, участвующему в деле (его представителю, иному лицу, выступающему в суде от имени лица, участвующего в деле), а также к лицу, содействующему осуществлению правосудия, гражданину, присутствующему в зале судебного заседания, лицу, на которое процессуальным законом или судом на основании процессуального закона возложена определенная процессуальная обязанность.

При этом обращено внимание на то, что одно нарушение может служить основанием для применения лишь одной меры процессуального принуждения, и  не допускается применение мер процессуального принуждения за одно нарушение и к органу государственной власти (организации) и к руководителю данного органа (организации).

Кроме того, указанным постановлением разъяснены порядок применения такой меры процессуального принуждения как ограничение выступления участника судопроизводства (лишение слова) в случаях, если выступление такого лица ведется по вопросам, не имеющим отношения к судебному разбирательству, а также указано что основанием для лишения слова могут являться такие действия, как нарушение последовательности выступлений, двукратное неисполнение требований председательствующего, допущение грубых выражений или оскорбительных высказываний либо призывы к осуществлению действий, преследуемых в соответствии с законом.

 

Законодателем ужесточается ответственность в сфере работы с персональными данными

В целях повышения эффективности реализации мер административной ответственности Федеральным законом от 07.02.2017 № 13-ФЗ дифференцированы составы административных правонарушений в области персональных данных с учетом ущерба, причиненного нарушением. Изменениями действующей редакции статьи 13.11 КоАП РФ установлены дополнительные составы административных правонарушений в области персональных данных.

С 01 июля 2017г. статья 13.11 КоАП РФ будет состоять из семи частей,  предусматривающих ответственность за:

1. Обработку персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством Российской Федерации в области персональных данных, либо обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния (влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей);

2. Обработку персональных данных без согласия в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных в случаях, когда такое согласие должно быть получено в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо обработка персональных данных с нарушением установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных требований к составу сведений, включаемых в согласие в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных (влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятнадцати тысяч до семидесяти пяти тысяч рублей);

3. Невыполнение оператором предусмотренной законодательством Российской Федерации в области персональных данных обязанности по опубликованию или обеспечению иным образом неограниченного доступа к документу, определяющему политику оператора в отношении обработки персональных данных, или сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных (влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от семисот до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей);

4. Невыполнение оператором предусмотренной законодательством Российской Федерации в области персональных данных обязанности по предоставлению субъекту персональных данных информации, касающейся обработки его персональных данных (влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до шести тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей);

5. Невыполнение оператором в сроки, установленные законодательством Российской Федерации в области персональных данных, требования субъекта персональных данных или его представителя либо уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных об уточнении персональных данных, их блокировании или уничтожении в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки (влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до десяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати пяти тысяч до сорока пяти тысяч рублей);

6. Невыполнение оператором при обработке персональных данных без использования средств автоматизации обязанности по соблюдению условий, обеспечивающих в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных сохранность персональных данных при хранении материальных носителей персональных данных и исключающих несанкционированный к ним доступ, если это повлекло неправомерный или случайный доступ к персональным данным, их уничтожение, изменение, блокирование, копирование, предоставление, распространение либо иные неправомерные действия в отношении персональных данных, при отсутствии признаков уголовно наказуемого деяния (влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от семисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до десяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей);

7. Невыполнение оператором, являющимся государственным или муниципальным органом, предусмотренной законодательством Российской Федерации в области персональных данных обязанности по обезличиванию персональных данных либо несоблюдение установленных требований или методов по обезличиванию персональных данных (влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей).

Кроме этого, начиная с 01.07.2017 составлять протоколы по  ст.13.11 КоАП РФ будут вправе должностные лица Роскомнадзора. Именно указанный орган государственного надзора  осуществляет контроль и надзор за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства РФ в области персональных данных (ст.23 Закона о персональных данных).

В настоящее время такие дела могут возбуждаться прокурорами (ч.1 ст.28.4 КоАП РФ). Рассматривают дела о правонарушениях в области персональных данных соответствующие суды.

 

Давность привлечения к административной ответственности

 

Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению в случае истечения установленных статьей сроков давности привлечения к административной ответственности.

Сроки давности привлечения к административной ответственности закреплены в ст. 4.5 КоАП РФ. Согласно указной норме по общему правилу срок привлечения к административной ответственности составляет 2 месяца, по делам, рассматриваемым судьей, три месяца. Однако в зависимости от сферы законодательства, в которой было совершено правонарушение, срок давности привлечения к административной ответственности может меняться. Так, например, срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения составляет два года, за нарушение антимонопольного законодательства один год, а за нарушение законодательства о политических партиях три года.

Срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.

При длящемся административном правонарушении срок давности привлечения к административной ответственности начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При этом следует исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение, которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При исчислении срока давности привлечения к административной ответственности днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

Невыполнение предусмотренной законом обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. В таком случае срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

В тоже время, необходимо учитывать, что КоАП РФ предусматривает единственный случай приостановления течения этого срока. Таким случаем является удовлетворение ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту его жительства, когда время пересылки дела не включается в срок давности привлечения к административной ответственности. В силу части 5 статьи 4.5 КоАП РФ течение названного срока приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган или должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу.

 

 

За склонение несовершеннолетних к самоубийству вводится уголовная ответственность

 

Федеральным законом от 07.06.2017 № 120-ФЗ в Уголовный кодекс внесены изменения, касающиеся установления уголовной ответственности за склонение к совершению самоубийства, а также организацию деятельности, направленной на побуждение к суициду несовершеннолетних.

Изменения приняты с целью борьбы с подростковыми суицидами, вовлечением в совершение действий, представляющих опасность для их жизни.

Так, уголовно-наказуемыми деяниями, предусматривающими уголовное наказание, в том числе в виде лишения свободы, признаны:

- склонение к совершению самоубийства или содействие совершению самоубийства – ст. 110.1 УК РФ, за которое предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового;

- организация деятельности, направленной на побуждение к совершению самоубийства – ст. 110.2 УК РФ, предусмотрено лишение свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового;

- вовлечение несовершеннолетних в совершение действий, представляющих опасность для его жизни – ст. 151.2 УК РФ наказывается  лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

Квалифицирующим признаком указанных действий, предусматривающим более тяжкое наказание, законодатель выделил их совершение в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении, средствах массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетях (включая сеть "Интернет").

Также статья 110 Уголовного кодекса РФ «Доведение до самоубийства» изложена в новой редакции. Ответственность за такое преступление усилена, санкция части 1 ст.110 УК РФ предусматривает наказание в виде принудительных работ до 5 лет либо лишение свободы от 2 до 6 лет, часть 2 ст.110 УК РФ – в виде лишения свободы на срок от пяти до восьми лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового.

Закон вступил в силу с 18 июня 2017 г.

 

Максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком в 2017 году

 

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком является видом страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию. Условия, размеры и порядок его выплаты законодательно определены ст. 11.1 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», далее по тексту Закон № 255-ФЗ.

Так, данное пособие исчисляется исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая, но не превышающего установленную на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов в ФСС России (ст.14 Закона № 255-ФЗ).

В средний заработок, исходя из которого исчисляется ежемесячное пособие по уходу за ребенком, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы до 31 декабря 2016 года включительно (Федеральный закон от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ).

В то же время средний дневной заработок для исчисления ежемесячного пособия по уходу за ребенком определяется путем деления суммы начисленного заработка за расчетный период на число календарных дней в этом периоде.

При этом ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляется из среднего заработка застрахованного лица, который определяется путем умножения среднего дневного заработка на 30,4 (п.5.1. ст.13 Закона № 255-ФЗ).

В свою очередь размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком определяется путем умножения среднего заработка застрахованного лица на размер пособия, установленного в процентном выражении к среднему заработку – 40% среднего заработка (п.1 ст.11.2 Закона № 255-ФЗ). Таким образом, максимальная сумма ежемесячного пособия по уходу за ребенком в 2017 году составляет 23 089,00 руб.

 

 

Расширен перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания

 

В соответствии с частью второй статьи 81 Уголовного кодекса РФ, лицо, заболевшее после совершения преступления тяжелой болезнью, препятствующей отбыванию наказания, может быть судом освобождено от отбывания наказания.

Постановлением Правительства РФ от 06.02.2004 № 54 установлены правила медицинского освидетельствования осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью. В перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания внесены соответствующие изменения (Постановление Правительства РФ от 19.05.2017 № 598).

Ранее действовавший список включал 41 болезнь, препятствующих отбыванию наказания осужденным, тогда как новый перечень расширен до 57 болезней.

Так, теперь к заболеваниям, препятствующим отбыванию наказания, относятся все случаи злокачественных новообразований, требующих лечения в специализированной медицинской организации (операции, лучевой терапии, химиотерапии), которое не может быть проведено по месту отбывания наказания.

 

За повторное совершение каких административных  правонарушений наступает уголовная ответственность

 

Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрено наступление уголовной ответственности для лиц, ранее подвергнутых административному наказанию за совершение правонарушений в определенных сферах.

Так, управление автомобилем лицом в состоянии опьянения является административным правонарушением и влечет привлечение водителя к административной ответственности по ст.12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При этом в случае повторного совершения данного правонарушения, предусмотрена уголовная ответственность по ст.264.1 УК РФ «Нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию».

Уголовная ответственность по ст.264.1 УК РФ в отношении водителей, привлеченных к административной ответственности, наступает не только за повторное управление автомобилем в состоянии опьянения, но и за повторное невыполнение законного требования должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

Наступление уголовной ответственности по ст.264.1 УК РФ возможно только в пределах срока, установленного ст.4.6 КоАП РФ, то есть с момента вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

Аналогичные правила привлечения к уголовной ответственности действуют в отношении лиц, ранее подвергнутых административному наказанию за нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль (ст.116.1 УК РФ); за повторную розничную продажу несовершеннолетним алкогольной продукции (ст.151.1 УК РФ); за неоднократную неуплату средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей (ст.157 УК РФ); за повторное мелкое хищение (ст.158.1 УК РФ) и повторное незаконное проникновение на охраняемый объект (ст.215.4 УК РФ).  

 

О прожиточном минимуме в Российской Федерации

 

В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года №134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 4) устанавливается Правительством Российской Федерации.

Во исполнение приведенной нормы закона принято постановление Правительства Российской Федерации от 20.06.2017 №730 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за I квартал 2017 г.».

Указанным постановлением величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации за I квартал 2017 г. на душу населения установлена в размере 9909 рублей, для трудоспособного населения - 10701 рубль, пенсионеров – 8178 рублей, детей - 9756 рублей. Величина прожиточного минимума имеет значение для реализации отдельных социальных прав.

Правительства Российской Федерации от 20.06.2017 №730 вступит в силу по истечении семи дней после дня его официального опубликования.

 

Об удалении с ЕГЭ

 

Президиумом Верховного суда Российской Федерации 1 июня 2017 года проведено обобщение судебной практики по административным делам об оспаривании решений государственных экзаменационных и конфликтных комиссий субъектов Российской Федерации при проведении в 2016 году государственной итоговой аттестации по программам среднего общего образования в форме единого государственного экзамена.

Отмечается, что в соответствии с положениями пунктов 45, 71 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 года № 1400, для удаления обучающегося с экзамена, аннулирования результатов ЕГЭ необходимо установить факт наличия у экзаменуемого запрещенного к использованию предмета, независимо от его фактического использования данным обучающимся в период ЕГЭ.

Например, нарушением является наличие у экзаменуемого при себе неработающего телефона.

При выявлении нарушений Порядка проведения государственной итоговой аттестации, акт об удалении обучающегося с экзамена должен быть составлен и подписан всеми присутствующими в пункте проведения экзаменов членами экзаменационной комиссии субъекта Российской Федерации, которых может быть не менее одного.


О порядке рассмотрения сообщений о преступлениях, поступающих от граждан в органы внутренних дел и органы прокуратуры

Заявление о преступлении подается в любое отделение полиции, независимо от места жительства и регистрации.

При обращении в дежурную часть отдела полиции оперативный дежурный обязан зарегистрировать Ваше обращение в Книгу учета сообщений о преступлениях (далее КУСП) и выдать заявителю талон-уведомление о регистрации сообщения о преступлении, в котором должен быть указан номер КУСП, фамилия сотрудника, принявшего заявление, дата принятия и подпись заявителя, его получившего. С момента регистрации заявления исчисляются процессуальные сроки.

Далее проводится доследственная проверка, срок проведения проверки от 3 до 10 суток, при необходимости срок продляется до 30 суток. Во время проведения проверки первоначально устанавливается место совершения преступления, в случае если установлено что место происшествия является обслуживанием другого территориального отделения полиции, то поступившее заявление и весь собранный материал передается по территориальности в соответствующий отдел полиции. По результатам рассмотрения сообщения выносится решение о возбуждении уголовного дела либо об отказе в возбуждении уголовного дела.

В случае если Вы не согласны с принятым решения органа внутренних дел проводимым проверку, то согласно действующему законодательству, Вы вправе обжаловать данное решение в прокуратуру района (города) в порядке ст.124 УПК РФ.

Прокуратурой района по Вашему заявлению будет проводиться проверка в срок от 3 до 10 дней. По результатам рассмотрения выносится постановление об отказе в удовлетворении либо об удовлетворении жалобы.

Постановление об отказе в удовлетворении жалобы выносится в тех случаях, когда материал доследственной проверки, с решением которого Вы не согласны возвращен на дополнительную проверку в порядке надзора (незаконное решение об отказе в возбуждении уголовного дела отменено прокуратурой района до поступления Вашего обращения), или находится в производстве у должностного лица проводящего проверку, либо доводы Вашего обращения не нашли своего подтверждения, а принятое решение, вынесенное должностным лицом, признано прокуратурой района законным и обоснованным.

Постановление об удовлетворении жалобы выносится в том случае, когда все доводы Вашего обращения нашли свое подтверждение, что повлекло отмену незаконного решения, вынесенное должностным лицом, с одновременны принятием акта прокурорского реагирования в адрес руководителя органа проводимого проверку с требованием о привлечении виновного должностного лица к дисциплинарной ответственности, за ненадлежащее рассмотрение сообщения о преступлении, повлекшее удовлетворение жалобы.

Если Ваше заявление, поступившее в прокуратуру района, содержит сведения о совершении противоправных действиях иных лиц, то данное обращение направляется в порядке ст.ст. 144-145 Уголовно-процессуального кодекса РФ, в соответствующий отдел полиции, полномочный рассматривать по территориальности данное заявление.

 

Обстоятельства, смягчающие наказание за совершенное преступление

В соответствии с ч.1 ст.43 УК РФ наказанием признается мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных Уголовным Кодексом лишении или ограничении его прав и свобод.

Статьей 61 УК РФ определен перечень обстоятельств, смягчающих наказание, который включает в себя следующие пункты и не является исчерпывающим:

а) совершение впервые преступления небольшой или средней тяжести вследствие случайного стечения обстоятельств (преступления небольшой тяжести это преступления, санкция по которым предусматривает максимальное наказание за которое не свыше 3 лет лишения свободы, средней тяжести – максимальное наказание не превышает 5 лет лишения свободы);

б) несовершеннолетие виновного (возраст лица от 14 до 18 лет на момент совершения преступления);

в) беременность;

г) наличие малолетних детей у виновного (наличие на иждивении у виновного лица детей возраста до 14 лет);

д) совершение преступления в силу стечения тяжелых жизненных обстоятельств либо по мотиву сострадания (события личного, семейного, служебного характера, которые являются негативными для виновного, усложняют ему жизнь, доставляют ему горе, ставят в тупик, поэтому занимают заметное место в причинном комплексе, породившем данное преступление. Мотив сострадания состоит в стремлении виновного активно сопережить чужие страдания, помочь другому человеку хотя бы путем совершения преступления. Например, убийство смертельно больного человека, переносящего невыносимые страдания, по его настоятельной просьбе);

е) совершение преступления в результате физического или психического принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости (моральное и физическое давление на лицо, совершившее преступление, со стороны других лиц);

ж) совершение преступления при нарушении условий правомерности необходимой обороны, задержания лица, совершившего преступление, крайней необходимости, обоснованного риска, исполнения приказа или распоряжения;

з) противоправность или аморальность поведения потерпевшего, явившегося поводом для преступления (провоцирование со стороны потерпевшего совершение лицом противоправных действий);

и) явка с повинной, активное способствование раскрытию и расследованию преступления, изобличению и уголовному преследованию других соучастников преступления, розыску имущества, добытого в результате преступления (однако явке с повинной от лица должна быть заявлена ранее, чем лицо, совершившее преступление, установят правоохранительные органы);

к) оказание медицинской и иной помощи потерпевшему непосредственно после совершения преступления, добровольное возмещение имущественного ущерба и морального вреда, причиненных в результате преступления, иные действия, направленные на заглаживание вреда, причиненного потерпевшему.

При наличии данных условий, установленных в ходе расследования по делу, а также в ходе судебного рассмотрения уголовного дела наказание, назначенное виновному, может быть смягчено на усмотрение суда.


Лишение и ограничение родительских прав

В Семейном кодексе установлены равные обязанности и права родителей в отношении их детей (ст.73). При реализации своих прав родители не должны наносить ущерб психическому и физическому развитию детей. Методы воспитания надлежит выбирать такие, которые исключали бы грубое, жестокое, пренебрежительное, унижающее достоинство обращение, эксплуатацию либо оскорбления ребенка. В противном случае закон предусматривает лишение и ограничение родительских прав.

Лишение родительских прав признается наиболее строгой мерой, направленной на прекращение процесса воспитания ребенка родителями или одним из родителей.

В соответствии со ст. 69 Семейного кодекса РФ (далее СК РФ) родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они:

- уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов;

- отказываются без уважительных причин взять своего ребёнка из родильного дома (отделения) либо из иного лечебного учреждения, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или из аналогичных организаций;

- злоупотребляют своими родительскими правами;

- жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность;

- являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией;

- совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга.

С заявлением о лишении родителя прав на его ребенка в суд может обратиться один из родителей ребенка (мать, отец), или лица, их заменяющих (бабушка, дедушка), прокурор, а также по заявлениям органов опеки и попечительства, комиссий по делам несовершеннолетних, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и других органов, в чьей компетенции находится воспитание и защита несовершеннолетних.

Также, при рассмотрении дел о лишении родительских прав, суд решает вопрос о взыскании алиментов на ребенка с родителей (одного из них), лишенных родительских прав, с кем и где будет в дальнейшем проживать ребенок.

Согласно статье 72 СК РФ родители (один из них) лишенные родительских прав могут быть восстановлены в правах на ребенка в случаях, если они изменили поведение, образ жизни и (или) отношение к воспитанию ребенка.

Восстановление родительских прав осуществляется также в судебном порядке по заявлению родителя, лишенного родительских прав.

Статьей 73 СК РФ предусмотрено ограничение родительских прав.

Суд может с учетом интересов ребенка принять решение об отобрании ребенка у родителей (одного из них) без лишения их родительских прав (ограничении родительских прав).

Ограничение родительских прав допускается, если оставление ребенка с родителями (одним из них) опасно для ребенка по обстоятельствам, от родителей (одного из них) не зависящим (психическое расстройство или иное хроническое заболевание, стечение тяжелых обстоятельств и другие).

Ограничение родительских прав допускается также в случаях, если оставление ребенка с родителями (одним из них) вследствие их поведения является опасным для ребенка, но не установлены достаточные основания для лишения родителей (одного из них) родительских прав.

Если имеются объективные основания, по которым можно считать, что родители (один из них) ограниченные в родительских правах, могут быть восстановлены в родительских правах по их заявлению, то суд может вынести решение о возвращении ребенка родителям (одному из них) и об отмене ограничений, предусмотренных ст. 74 СК РФ.

Дела о лишении и ограничении родительских прав, а также их восстановлении рассматриваются с обязательным участием представителя прокуратуры и органов опеки и попечительства.

 

О чрезвычайных ситуациях будут оповещать в обязательном порядке на безвозмездной основе

Федеральным законом от 07.06.2017 № 110-ФЗ внесены изменения в статью 66 Федерального закона «О связи» и статью 35 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» (далее Закон).

Закон обязывает операторов связи и редакции средств массовой информации по обращению федеральных, региональных и местных органов власти незамедлительно оповещать пользователей об опасностях.

При этом расходы операторов связи, понесенные в связи с выполнением данных требований, возмещению не подлежат.

Оповещать необходимо «об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите».

Порядок оповещения абонентов связи будет определен отдельным постановлением правительства.

Указом Президента РФ от 13.11.2012 № 1522 организовано создание комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.

Закон вступает в силу по истечении тридцати дней после дня его официального опубликования.

 

Право на общение с ребенком

Согласно части 1 статьи 55 Семейного кодекса РФ ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. Расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка. В случае раздельного проживания родителей ребенок имеет право на общение с каждым из них.

Согласно ч. 3 ст. 65 Семейного кодекса РФ место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей. При отсутствии соглашения спор между родителями разрешается судом исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 66 Семейного кодекса РФ родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет права на общение с ребенком, участие в его воспитании и решении вопросов получения ребенком образования. Родитель, с которым проживает ребенок, не должен препятствовать общению ребенка с другим родителем, если такое общение не причиняет вред физическому и психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию. Родители вправе заключить в письменной форме соглашение о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка. Если родители не могут прийти к соглашению, спор разрешается судом с участием органа опеки и попечительства по требованию родителей (одного из них).

По требованию родителей (одного из них) в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством, суд с обязательным участием органа опеки и попечительства вправе определить порядок осуществления родительских прав на период до вступления в законную силу судебного решения. Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на получение информации о своем ребенке из воспитательных учреждений, медицинских организаций, организаций социального обслуживания и аналогичных организаций. В предоставлении информации может быть отказано только в случае наличия угрозы для жизни и здоровья ребенка со стороны родителя. Отказ в предоставлении информации может быть оспорен в судебном порядке.

В соответствии со ст. 67 Семейного кодекса Российской Федерации дедушка, бабушка, братья, сестры и другие родственники имеют право на общение с ребенком. В случае отказа родителей (одного из них) от предоставления близким родственникам ребенка возможности общаться с ним орган опеки и попечительства может обязать родителей (одного из них) не препятствовать этому общению. Если родители (один из них) не подчиняются решению органа опеки и попечительства, близкие родственники ребенка либо орган опеки и попечительства вправе обратиться в суд с иском об устранении препятствий к общению с ребенком. Суд разрешает спор исходя из интересов ребенка и с учетом мнения ребенка. При невыполнении решения суда к виновному родителю применяются меры, предусмотренные законодательства об административных правонарушениях и законодательством об исполнительном производстве. При злостном невыполнении решения суда суд по требованию родителя, проживающего отдельно от ребенка, может вынести решение о передаче ему ребенка исходя из интересов ребенка и с учетом мнения ребенка.

 

Запрет на истребование органами контроля конкретных документов.

Правительством Российской Федерации установлен запрет на истребование органами контроля конкретных документов у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении проверок.

Распоряжением Правительства РФ от 19.04.2016 № 724-р определен конкретный перечень документов, информаций, находящихся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций, учреждений, которые запрещено требовать от хозяйствующих субъектов при проведении в отношении них мероприятий по контролю.

В данный перечень включены следующие документы: сведения из разрешения на строительство, копия приказа об утверждении нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей; копия решения о предоставлении водного объекта в пользование; копия договора водопользования; сведения о водном объекте, содержащиеся в государственном водном реестре; сведения из санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии (несоответствии) проектной документации требованиям государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов; информация о наличии утвержденных нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ; информация об установленных нормативах временно согласованных выбросов вредных (загрязняющих) веществ; копия заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр; иные сведения и документы.

Получение указанных сведений должно осуществляться непосредственно органами государственного и муниципального контроля с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия. За несоблюдение должностными лицами органов государственного контроля (надзора), органов местного самоуправления, требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле статьей 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность в виде штрафа, максимальный размер которого составляет до 10 тыс. руб. либо дисквалификация на срок до одного года.

 

Уголовная ответственность за клевету в отношении прокурора, следователя, судьи.

Согласно УК РФ под клеветой понимается распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию. Ответственность за клевету установлена ст.128.1 УК РФ. За совершение клеветы в отношении судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, судебного пристава предусмотрена уголовная ответственность ст.298.1 УК РФ.

Клевета в отношении судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия, в связи с рассмотрением дел или материалов в суде наказывается штрафом в размере до 2 миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 лет либо обязательными работами на срок до 360 часов (ч.1 ст.298.1 УК РФ).

Совершение клеветы в отношении прокурора, следователя, лица, производящего дознание, судебного пристава в связи с производством предварительного расследования либо исполнением приговора, решения суда или иного судебного акта, наказывается штрафом в размере до 1 миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 2 лет либо обязательными работами на срок до 320 часов (ч.2 ст.298.1 УК РФ). Те же деяния, соединенные с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, наказываются штрафом в размере до 5 миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 лет либо обязательными работами на срок до 480 часов.

 

Федеральным законом от 01.05.2017 № 93-ФЗ внесены изменения в  Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», исключающие требование о наличии у инвалида заключения федерального учреждения медико-социальной экспертизы об отсутствии противопоказаний для обучения в определенных образовательных организациях.

 Так, закон об образовании предусматривает право детей-инвалидов, инвалидов I и II групп, инвалидов с детства, инвалидов вследствие военной травмы или заболевания, полученного в период прохождения военной службы, на прием в целях обучения по программам бакалавриата и специалитета за счет бюджетных средств в пределах установленной квоты.

  Ранее такое право могло быть реализовано лицами с ограниченными возможностями здоровья только при отсутствии противопоказаний для обучения в соответствующих образовательных организациях согласно заключению федерального учреждения медико-социальной экспертизы.

 Аналогичное требование распространялось и в случае реализации права на прием на подготовительные отделения федеральных государственных образовательных организаций высшего образования на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета детей-инвалидов и инвалидов I и II групп.

 Поскольку такие условия приводили к дискриминации абитуриентов из числа инвалидов, законодателем внесены соответствующие изменения, в силу которых с 12 мая текущего года необходимость получения вышеуказанного заключения экспертизы отменяется.

 

Что грозит работнику за прогул?

Работник, осуществляя свою трудовую деятельность должен добросовестно исполнять возложенные работодателем на него трудовые обязанности.

Судебная практика показывает, что не редки случаи обжалования работниками увольнений с работы за прогул.

 

Расторжение трудового договора в соответствии с пп. «а» п.6 ч.1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации, за однократное грубое нарушение работником трудовых обязанностей, в частности прогула, то есть отсутствия на рабочем месте без уважительных причин в течение всего рабочего дня (смены), независимо от его (ее) продолжительности, а также в случае отсутствия на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня (смены), производится по инициативе работодателя.

Однако расторжение трудового договора с работником по данному основанию должно быть законно и обосновано.

В частности, работодателю в первую очередь необходимо зафиксировать факт отсутствия на рабочем месте работника, в виде акта об отсутствии работника на рабочем месте.

Акт об отсутствии сотрудника на рабочем месте не имеет унифицированной формы, однако требует соблюдения ряда требований: акт составляется комиссией, отсутствие сотрудника на рабочем месте должно быть запротоколировано в присутствии как минимум двух человек. Также в акте необходимо указать данные членов комиссии, а также сотрудника, отсутствующего на работе (должности, фамилии, инициалы); информацию о мерах, принятых для установления места нахождения отсутствующего сотрудника и причинах прогула, результаты принятия таких мер; продолжительность отсутствия сотрудника на рабочем месте с отметкой о включении в это время обеденного и других перерывов; место (населенный пункт) и дату составления акта.

В соответствии со ст. 192 Трудового кодекса Российской Федерации за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить дисциплинарное взыскание в виде увольнения по соответствующему основанию.

Для соблюдения законности процедуры увольнения работника за прогул работодателю необходимо провести служебную проверку, учитывая положения ст. 193 Трудового кодекса Российской Федерации и при наличии установления виновных действий работника, применить дисциплинарное взыскание в виде увольнения работника с работы.

Согласно ч.6 ст. 193 Трудового кодекса Российской Федерации приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания в виде увольнения объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе. Если работник отказывается ознакомиться с указанным приказом (распоряжением) под роспись, то составляется соответствующий акт.

Также, работнику необходимо учитывать, что если отпуск был использован работником без согласия работодателя, у последнего есть основания для увольнения работника за прогул, так как отпуск без сохранения заработной платы предоставляется на основании соглашения работника и работодателя в порядке ч.1 ст. 128 Трудового кодекса Российской Федерации.

Пункт 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» регламентирует возможность применения дисциплинарного взыскания в виде увольнения к работнику допустившему самовольное использование дней отгулов, а также за самовольный уход в отпуск (основной, дополнительный).

При этом необходимо учитывать, что не является прогулом использование работником дней отдыха в случае, если работодатель в нарушение предусмотренной законом обязанности отказал в их предоставлении и время использования работником таких дней не зависело от усмотрения работодателя (например, отказ работнику, являющемуся донором, в предоставлении в соответствии с ч.4 ст. 186 Трудового кодекса Российской Федерации дня отдыха непосредственно после каждого дня сдачи крови и ее компонентов).

Соблюдая указанные требования трудового законодательства и процедуру увольнения работника с работы за прогул, работодатель минимизирует риск незаконного привлечения работников к дисциплинарной ответственности в виде увольнения, что не повлечет за собой ответственность работодателя за нарушение трудовых прав работников.

 

Ответственность в случае оскорбления личности

Статьей 5.61 Кодекса об административных правонарушений Российской Федерации предусмотрена ответственность за оскорбление личности, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, влекущее наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Органы прокуратуры наделены правом возбуждения административных дел об административном правонарушении по оскорблению, материалы которых рассматриваются мировыми судьями.

Кроме этого, в соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса РФ потерпевший может воспользоваться судебной защитой чести и достоинства и взыскать с виновного лица денежную компенсацию за причиненный моральный вред в судебном порядке.

 

Как перевести ребенка из одного детского сада в другой

 

Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» регламентируются основные вопросы оказания услуг в сфере образования на территории Российской Федерации.

Нормами статьи 34 указанного закона предусмотрена возможность перевода учащегося из одной образовательной организации в другую. Порядок перевода воспитанников детских дошкольных учреждения регламентирован Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2015 № 1527 «Об утверждении Порядка и условий осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности».

Исходя из требований распорядительного документа перевод воспитанника в другое дошкольное учреждение возможен в любой период учебного года.

Для перевода ребенка из одного дошкольного учреждения в другое законному представителю необходимо написать соответствующее заявление, на основании которого администрация детского сада должна издать в течение 3 дней об отчислении обучающегося. После издания приказа родителям выдается личное дело ребенка.

В случае если в новом детском саду отсутствуют свободные детские места законным представителям необходимо обратиться в уполномоченные органы местного самоуправления в сфере образования для определения нового дошкольного учреждения и постановке на соответствующий учет.

Следует отметить, что заявление об отчислении ребенка в связи с переводом, а также запрос о наличии свободных мест во вновь выбранном детском саду могут быть поданы с использованием информационно-­телекоммуникационной сети «Интернет», через портал «Государственные услуги». Заявление о зачислении ребенка в новое дошкольное учреждение представляется лично законным представителем, с предъявлением оригинала документа, удостоверяющего личность.

 

 

И.о. прокурора города

советник юстиции   А.Ю. Соснина

 

Н.А. Свильпова, 3-17-02

Дата создания: 27-06-2017
Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте: