Незаконные закупки бюджетными учреждениями и муниципальными органами

20 декабря 2018

Незаконные закупки бюджетными учреждениями и муниципальными органами.

Прокуратура Мурманской области в целях защиты интересов общества и государства, которые в настоящее время находятся в сложной и нестабильной экономической ситуации, в первую очередь концентрирует внимание на противодействии экономическим правонарушениям.

Одной из экономических сфер, наиболее подверженных массовым нарушениям, является сфера закупок для государственных и муниципальных нужд, регулируемая в основном Федеральными законами от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и от 18.07.2011
№ 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Наибольший ущерб здоровым экономическим отношениям как внутри области, так и внутри страны в указанной сфере приносит заключение хозяйствующими субъектами соглашений, направленных на ограничение или устранение конкуренции. Такие соглашения называются картельными, запрещены государством и преследуются по закону.

Суть таких соглашений заключается в отказе конкурирующих субъектов, участвующих в торгах, от конкуренции в пользу заранее определенного ими «победителя» торгов, а также искусственном образом созданном завышении, занижении или поддержании цены на торгах. Ограничение конкуренции, как правило, выражается в недопущении «неугодных» участникам картеля юридических лиц и индивидуальных предпринимателей для участия в торгах. В результате чего, государство, субъекты Федерации, а также муниципальные образования не могут реализовать принцип экономии бюджета, а недобросовестные компании получают сверхприбыль в нарушение действующего законодательства.

Второй, не менее важной проблемой, возникающей при заключении таких картельных соглашений, является вопрос противодействия коррупции, поскольку в указанные нарушения могут быть вовлечены не только представители бизнес-сообщества, но и должностные лица государственного или муниципального органа, организующего закупку товаров, работ или услуг.

В целях борьбы с картельными соглашениями, законодателем установлена административная (ст. 14.32 Кодекса Российской Федерации об административным правонарушениях) и уголовная (ст. 178 Уголовного кодекса Российской Федерации) ответственность за нарушение норм о защите конкуренции.

Вместе с тем, не смотря на то, что основную роль в борьбе с экономическими правонарушениями государство берет на себя, граждане могут предпринять меры, способствующие выявлению и пресечению государственными органами указанных нарушений. Для этого необходимо руководствоваться некоторыми критериями, в соответствии с которыми, закупку для государственных и муниципальных нужд впоследствии можно будет признать незаконной и возместить бюджету причиненный ущерб, а именно:

  1. В торгах принимали участие юридические лица, учредителями и (или) исполнительными органами которых выступают одни и те же лица.
  2. Учредители и (или) исполнительные органы указанных лиц хотя и не совпадают, однако известно, что они состоят в родстве или являются близкими друзьями.
  3. Должностное лицо государственного или муниципального органа, ответственное за организацию торгов, состоит в близких дружеских или родственных отношениях с учредителями и (или) исполнительными органами победителя торгов.

Указанные критерии не являются исчерпывающими, но вместе с тем, имеют место быть. Их принято называть аффилированностью между хозяйствующими субъектами. Об указанных фактах граждане, а также индивидуальные предприниматели и юридические лица могут сообщить в Прокуратуру области (города или района), а также в Федеральную антимонопольную службу в целях проверки возможных нарушений законодательства о защите конкуренции.

Дата создания: 20-12-2018
Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте: